Кроме всего прочего, Мэйсон Кэпвелл был алкоголиком.
Когда он пил, он бывал очень забавным, произносил многостраничные монологи (бедный Лэйн!), чаще обычного цитировал Шекспира, язвил, рубил правду-матку в глаза, получал пощечины и – глобально – жалел себя.
Именно к таким периодам относятся многие знаменитые «мэйсонизмы», например:
- Ты пытаешься утопить в вине свои проблемы?
- Нет, только подержать их головы под водой, чтобы они испугались как следует.
- Мэйсон, почему ты начинаешь выражаться так по-рыцарски, когда напиваешься?
- Некоторые пьют и видят розовых слонов – а я вижу замки, белых лошадей и – тебя.
Наутро он исполняет примерно такую колыбельную крошке-дочке:
«Хороший ребенок так не кричит –
Папа с похмелья, головка болит…»
У Мэйсона так МНОГО причин, чтобы пить! Придуманная им измена возлюбленной Мэри, а потом трагическая гибель Мэри и их нерожденного ребенка; потеря места окружного прокурора, вечные ссоры с деспотичным отцом, запутанная личная жизнь, неудачи в работе, проблемы с женой, страстная любовь на стороне, разочарование в матери, - да мало ли поводов!
Только настоящая проблема заключается в том, что Мэйсону причина не нужна.
Так, после того, как с раздвоением личности покончено, Мэйсон и Джулия готовятся к свадьбе и открывают собственное дело – юридическую фирму «Кэпвелл и Кэпвелл». Они, в своей излюбленной манере, нарекают офис, отдаваясь пылкой страсти в приемной и в обоих кабинетах. Все, казалось бы, прекрасно. Но когда Джулия убегает по делам буквально на полчаса, Мэйсон не может справиться с собой, напивается и прячется от нее под письменным столом... Жалкое зрелище. Придя домой после того, как протрезвел, Мэйсон узнает, что Джулия везде искала его: у нее умирает отец, и ей нужно срочно уезжать. Для него становится шоком то, что он, по сути, так мало знает о своей невесте, тогда как она знает о нем всё и всегда его поддерживает, и он обещает Джулии позаботиться о дочурке – но его взгляд снова и снова возвращается к бутылке.
Как говорится, алкоголик пьет потому, что у него работа плохая. Теряет работу и пьет из-за того, что жена плохая. Теряет жену и пьет из-за того, что погода плохая.
МЭРИ, ДЖУЛИЯ И СОЗАВИСИМОСТЬ
Мать Мэри, первой настоящей любви Мэйсона, была алкоголичкой. В сериале этому не уделяется достаточно внимания – в конце концов, Мэйсону и Мэри было суждено провести вместе слишком мало времени. Однако это семейное обстоятельство вписывается во все каноны созависимости.
У Джулии алкоголиком был отец. Он и умер от цирроза печени. Как говорила сама Джулия, когда Мэйсон, поругавшись с отцом, бросил ее одну отвечать на недоуменные вопросы гостей во время помолвки и «нырнул в бутылку», - «У моего отца и Мэйсона есть одна общая черта. Я вечно чувствую, что это я во всем виновата».
Она старается поддержать и понять его, однако Мэйсон бывает довольно груб и жесток: «Разве ты мне сторож?». «Если тебе нечем заняться, не нужно пытаться меня переделать, лучше перекрась стены в детской».
Однако истина заключается в следующем: что бы жена алкоголика ни делала или ни говорила, он сам должен осознать, что алкоголь и его жизнь несовместимы. Единственное, что может сделать близкий алкоголику человек, - это осознать собственную созависимость и вести себя довольно жестко – с болезнью. Для этого есть специальный термин – «жесткая любовь».
Постепенно Джулия к этому приходит: она говорит Мэйсону, что он должен измениться сам, а она просто будет рядом.
Когда, налакавшись, он оказывается у своей бывшей жены и это глубоко ранит Джулию, она велит ему подойти к двери – открыть ее – и идти дальше. Правда, она готова вскочить и бежать за ним, но смиряет этот порыв.
Самостоятельно она приходит к одной из заповедей созависимых: «Я люблю его больше жизни, но ненавижу его алкоголизм».
ВЫХОД, КОТОРЫЙ ПОКАЗАН В «САНТА-БАРБАРЕ»
В офисе Мэйсона и Джулии появляется красивая секретарша, Лиза Динаполи. Она расторопна, находчива и остроумна. Она прикрывает Мэйсона перед Джулией и обнаруженные бутылки объясняет выдуманными вечеринками уборщиц – однако самому Мэйсону Лиза говорит, что на алкоголика работать не будет.
Выясняется, что она и сама – непьющая алкоголичка (говорить «бывший алкоголик» неправильно, бывших алкоголиков не существует). Лиза – член организации Анонимных алкоголиков (АА), и она пытается помочь Мэйсону излечиться от его болезни.
Поначалу Мэйсон «ломается» на первом же «шаге»: он не может признать ни перед собой, ни перед группой АА, что он алкоголик. «Я не такой, как вы, извините,» - говорит он наконец.
Постепенно Мэйсон осознает, что все же ничем не отличается от прочих алкоголиков. Он перестает обманывать себя и решается открыто поговорить об этом со своим отцом. К его огромному удивлению, Сиси готов во всем его поддержать; мало того, Сиси признается, что его собственный отец, дед Мэйсона, был алкоголиком, и потому задача Мэйсона усложняется из-за генетической предрасположенности к химической зависимости. В то же время это как-то облегчает душу Мэйсона.
Не говоря ничего Джулии, которую он безумно боится потерять, Мэйсон вместе с Лизой отправляется в клинику для прохождения лечения. Джулия, правда, делает неправильные выводы и, одержимая ревностью, следует за ними. Она входит в зал как раз тогда, когда Мэйсон объясняет, почему он пил. При виде Джулии он говорит, что неважно, почему он пил, - важно, почему он хочет бросить (КЛИП теперь можно скачать по ссылочке внизу).
На Джулию стремление Мэйсона производит глубочайшее впечатление. Она просит у него прощения за беспочвенные подозрения и соглашается на то, чтобы пройти лечение от созависимости.
В целом следует сказать, что, хотя «Санта-Барбара» и была всего лишь «мыльной оперой», в ней затрагивались важные проблемы каждодневной жизни – и иногда подсказывались ответы. Организация Анонимных алкоголиков вот уже много лет работает по всему миру. Если вас заинтересовал этот вопрос, следуйте ссылкам в конце страницы. Также там можно найти клип по теме («Ржавая вода» на песню Алексея Кортнева) и рассказ.
P.S. Лэйн Дэвис не очень любит обсуждать этот аспект жизни Мэйсона. Ему нравилось то, что во время съемок «пьяных» эпизодов не обязательно было выглядеть аккуратным, и с текстом можно было немножко «поиграть». Вместе с тем, именно в такие дни ему приходилось учить огромное количество текста. Лэйну казалось, что на определенном этапе алкоголизм стал центральной проблемой Мэйсона (и его отношений с Джулией) просто потому, что у авторов сценария не было других идей. Нам же кажется, что постановка этой проблемы была заслугой авторов сценария.
У самого Лэйна нет проблем с алкоголем, и его забавляет, удивляет и иногда «достает» то, что зрители «СБ» постоянно задают ему этот вопрос. В конце концов, он актер, и ему многое приходилось играть в жизни...
Здесь есть форум взаимопомощи
Тест на зависимость от алкоголя
Для членов семьи алкоголика
(Правой кнопкой) скачать клип "Ржавая вода" о Мэйсоне
Клип и транскрипт Клир-Спрингз
На следующую - прочитать рассказ об алкоголизме Мэйсона
|